Торжество Православия

Торжество Православия

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).
Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери, Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа.

Иконография праздника

Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия, датируется XIV веком. Она хранится в Британском музее.
В центральной верхней части иконы представлено изображение Божией Матери (иконографический тип – Одигитрия, Путеводительница), расположенное на престоле. Его поддерживают два ангела. С одной стороны, такое иконографическое решение указывает на литургический характер почитания икон Пресвятой Богородицы, а с другой, напоминает об историческом факте моления перед иконой Девы Марии Константинопольского Патриарха Мефодия, царицы Феодоры, её сына Михаила, прочих верующих, состоявшемся в первое воскресение Великого поста, 11 марта, в 843 году.
Слева от изображения иконы Божией Матери (если смотреть со стороны зрителя) – императрица Феодора с её сыном, Михаилом (он отмечен здесь как фактический участник исторического события); справа – святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит (много потрудившийся на ниве защиты иконопочитания и много пострадавший за этот подвиг веры).
В нижней части иконы также представлены защитники иконопочитания. В центре – святой Феофан Сигрианский (согласно его житию, участник Седьмого Вселенского собора) и Стефан Новый. Они держат икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский. Сбоку от него — два брата, Феодор и Феофан Начертанные (это наименования было усвоено им в связи с тем, что на их лицах, по приказанию императора Феофила, были выжжены оскорбительные стихи).
В левой части представлена мученица Феодосия с образом Эммануила в руках (в своё время, согласно преданию, она не позволила воину сбросить медный образ Спасителя, располагавшийся на воротах Константинополя более 4 веков, за что была убита). Фигуры монахов, изображенных между Феодосией и Феофаном идентифицировать не удалось.

Праведники, изображенные на иконе, послужили Торжеству Православия. Вместе с тем можно сказать, что они представляют и прочих праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.

Работу выполнила
Калинкина Татьяна
4 курс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *