Правила оформления текста письменных работ

скачать .doc Правила оформления текста письменных работ

смотреть также Положение о дипломной работе 2014 и Положение о курсовых

Общие требования

Оформление письменных работ должно быть единообразным.

Все письменные работы набираются 14 шрифтом через 1,5 интервала. В них устанавливаются поля: 20 мм — верхнее и нижнее, 30 мм — левое, 15 мм — правое.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно 3 интервалам. Расстояние между подзаголовком и последующим текстом должно быть 2 интервала. Размер шрифта для названия главы — 16 (полужирный), подзаголовка — 14 (полужирный). В конце заголовка точка не ставится. Заголовки не подчеркиваются и печатаются без отступа (красная строка).

Абзацы начинаются с новой строки и печатаются с отступом в 1,25 сантиметра.

В письменных работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний). Сноски и ссылки набираются 10 шрифтом через 1 интервал постранично, сквозной нумерацией после основного текста, отделенного чертой.

Оформление цитат

По требованиям, предъявляемым к письменным работам, студенты должны точно воспроизводить цитируемый текст, т.к. малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. После кавычек ставится знак сноски и точка (или запятая).

Труд о. Иоанна Вениаминова по просвещению алеутов был ненапрасным. Овладев грамотой, они еще более стали утверждаться в Православии: «Многие из них, — свидетельствовал он, — весьма охотно читают переведенные для них книги, и почти всякий имеет у себя печатный Катехизис»1.

«Посещение мое и приезд мой в селение бывал истинным праздником для алеутов, Пасхою, потому что только в это время они могли послушать Слова и приобщиться Святых Таин»1, — писал о. Иоанн.

Если цитата завершается вопросительным или восклицательным знаком, то кавычки ставятся после них и знак сноски. Точка после знака сноски не ставится.

В первой главе о Чехове, говоря о его участии в церковной службе, автор ставит риторический вопрос: «но так ли уж бесследно проходило для души общение с великим и святым?»1

В книге «Афон» есть выразительный эпизод, где речь идет об окончании монастырской утрени, совпавшей с мгновениями рассвета в природе: «Море уже бледно-сиреневое. Серебристый утренний свет в окнах. В церкви сизый туман, когда по ходу служения иеромонах возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» 1

Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

Цитаты из Священного Писания в кавычки не заключаются, а выделяются курсивом, в скобках обязательно дается ссылка на текст:

Потому что для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола  (1 Ин. 3, 8), как говорит возлюбленный ученик.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает научную ценность излагаемого в работе.

6. Если необходимо выразить отношение автора письменной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

7. Если автор письменной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора письменной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (подчеркнуто мною. — Ф.К.), (курсив наш. — Ф.К.). Инициалы студента ставятся также и после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. В приводимом ниже примере это выглядит так:

Однако, этот Катехизис не был принят Святейшим Синодом, потому что он «отличается от недавно изданного краткого Катехизиса, официально утвержденного для изучения в школах, — сообщал Главному правлению компании митрополит Санкт-Петербургский Серафим в письме от 28 ноября 1828 г., — Святейший Синод рекомендует, чтобы он (священник Иоанн Вениаминов Ф.К.) перевел на алеутский язык этот вариант».

Оформление ссылок

Ссылка — это словесное или цифровое указание внутри издания, адресующее читателя к другому изданию (библиографическая ссылка) и фрагменту текста, где содержатся дополняющие или поясняющие сведения о предмете речи; к иллюстрации; таблице.

Ссылки на используемую литературу (библиографические источники) по месту расположения бывают:

  • внутритекстовые — используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст диссертации так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).

В книге «Богословие иконы Православной Церкви» (Париж, 1989) Л.А. Успенский пишет: «Этот расцвет в наше время принято объяснять возрождением национального сознания греков в период Никейской империи» (С. 187).

  • подстрочные — используются, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтения и не затруднять поиски при наведении справки. Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах всей письменной работы (сквозная нумерация). На каждой следующей странице нумерация ссылок продолжается. Для связи подстрочных ссылок с текстом используются знаки сносок в виде цифр. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

В тексте:

Православные апологеты усматривают сущностное различие между иконой и ее архетипом в самом понятии иконы (образа) 1.

В сноске:

1 Острогорский Г. Основы спора об иконах. Прага, 1928. С. 48.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч.». Например:

Первая сноска:

1 Тихон, епископ. К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвященнейшего Иннокентия в сане Епископа Алеутскаго 27 сентября 1841 г. // Американский Православный Вестник. 1901. № 18. С. 377.

В последующих сносках:

2 Тихон, епископ. Указ. соч. С. 397.

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка. Например:

Первая сноска:

1 Флоровский Г. В. Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002. С. 725.

2 На этой же странице:

2 Там же. С. 732.

Если тексты цитируются не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:».

1 Цит. по: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М.: Свято-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 1994. С.11.

Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

В тексте:

Святитель Иннокентий указывал наличие на Алеутских островах двух наречий — уналашкинского и атхинского, а всего среди всех народов, населявших Аляску, он выделял шесть языков: уналашкинский; кадьякский; кенайский, якут(ат)ский, ситхинский и кайганский1.

В сноске:

См. Барсуков И. П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 98.

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также». Например:

2 Тихон, епископ. Указ. соч. С. 377. См также. Барсуков И. П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 98.

Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют «Ср.:». Например:

В тексте:

Итак, когда явился Бог, во Христе примиривший с Собой мир1 и творение, восстанавливаемое по образу своего Создателя, действовал Сам Творец.

В сноске:

1 Ср. II Кор.: Бог во Христе примирил с Собою мир

  • затекстовые ссылки, или Примечания, применяются, когда в работе приходится оперировать большим количеством источников и литературы. Обычно затекстовые ссылки или Примечания помещаются в конце каждой главы. Хотя перечень затекстовых ссылок нельзя считать библиографическим списком, такой перечень внешне (благодаря форме перечня) и по существу (содержит очень часто описания источников, а также источников новых материалов, введенных в научный оборот) приближается к библиографическому списку.

 

Примеры библиографических ссылок на различные виды печатной литературы

Ссылка на книгу одного автора:

Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 2001. С. 179.

Шаргунов Александр, протоиерей. Великий пост. Проповеди в храме. М., 1999. С. 505.

Ссылка на труд одного автора из сборника (собр. соч., творений) этого же автора:

Зайцев Б. К. Сочинения. М., Т. 1. 1993. С. 59—60.

Ссылка на статью из сборника с коллективным авторством:

Кучкин В.А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 41.

Ссылка на статью из газеты, журнала, и др. периодического издания:

Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир, 1988. № 9. С. 34.

Ссылка на статью из энциклопедии или словаря:

Католическая Церковь // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. С. 711—715.

Жития святых. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания. Т. 1. М., 1992. С. 887—892.

Ссылка на статью из Ученых записок, материалов конференции:

Борисов Н. С. Основание Троицкого монастыря в историческом контексте первой половины XIV века // Тезисы докладов Международной конференции «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России». 29 сентября — 1 октября 1998 г. Сергиев Посад, 1998. С. 39.

Ссылка на материалы из сети Интернет:

Моя библиотека. Биографии. Мельников Павел Иванович. http://mojabiblioteka.narod.ru/Russkaya/Klassika/Melnikov_Pecherskiy.html

Ссылки на иностранную литературу

Ushimaru Procius Yasuo. Bishop Innocent founder of American Orthodoxy. Bridgeport, 1964. Р. 22.

Katherine L. Arndt, Richard A. Pierce. A. Указ. соч. P. 114.

Примеры оформления примечаний:

1. Дорофей, авва. Душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 214.

2. Там же. С. 226.

3. Иоанн, прп. Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 204.

4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1996. С. 990.

5. Там же. С. 994.

6. Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. С. 233—234.

7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 1973. С. 81.

8. Кураев Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). Т. 2. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — Изд-во «Отчий дом», 1997. С. 65.

11. Цит. по: Черников А.П. Проза И. С. Шмелева. Указ. изд. С. 186.

12. Воронов Ливерий, протоиерей. Догматическое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. С. 86.

13. Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. Репринтное воспроизведение издания 1898 г. (Казань). М.: Издат. отдел Московского Патирархата — Иосифо-Волоцкий монастырь — Издание «Просветитель», 1991. С. 54.

 

Требования к списку использованной литературы

Эта часть письменной работы показывает степень изученности темы. В список использованной литературы включаются все источники, изученные студентом в ходе работы, даже если автор в тексте не ссылается на них. Список использованной литературы необходимо оформить в алфавитном порядке (сначала русские источники, затем — иностранные) сквозной нумерацией.

Священное Писание помещается в начале библиографического аппарата, затем в алфавитном порядке перечисляются святоотеческие труды, если они использовались по ходу работы. За ними следуют прочие источники, вновь начиная с буквы «А», при сохранении сквозной нумерации.

В библиографическое описание документа должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название книги, после косой черты — данные о редакторе (если книга написана группой авторов); после точки — название города, в котором издана книга (например, М. — Москва), после двоеточия — название издательства, а затем после запятой — год издания (обозначается арабскими цифрами).

Для некоторых городов, где издается особенно много книг, приняты специальные сокращения в библиографических списках и примечаниях:

М. (Москва), СПб. (Санкт-Петербург), Пг. (Петроград), Л. (Ленинград), К. (Киев). В остальных случаях дается полное наименование города:

Тула, Казань и т, д.

При использовании статьи (главы, раздела) из книги или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора (если фамилия автора указана на титульном листе книги), название статьи (главы, раздела), после двух косых линий — название издания, где она помещена; затем год; и, наконец, — номер выпуска, номер страницы (страниц).

Пример оформления списка литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.

2. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

3. Игнатий (Брянчанинов), епископ. Слово о смерти. М,,1993.

4. Иоанн, прп. Лествица. Сергиев Посад, 1908.

5. Алипий (Бородин-Кастальский), архимандрит, Исаия (Белов), архимандрит Догматическое богословие. Курс лекций. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

6. Восторгов Иоанн, протоиерей. Полн. собр. соч.: В 5-ти т. СПб., 1995.

7. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1955.

8. Ильин И. А. О тьме просветления. Книга художественной критики: Бунин — Ремезов — Шмелев. Мюнхен, 1959.

9. Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.

10. Смирнов Петр, протоиерей. История Христианской Православной Церкви. М., 2000.

11. Тютчев Ф. И. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999.

12. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1983.

Словари и справочники

1. Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда / Сост. Удовенко А., свящ. М., 1997.

3. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1988.

4. Библейский Богословский словарь / Под. ред. Вас. Михайловского. М., 1995.

5. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1999.

7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.

8. Словарь библейских крылатых слов и выражений. СПб., 2000.

9. Клименко Л. П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Часть 1 (псалмы 1—50). Нижний Новгород, 2000.

10. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

11. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 1995.

12. Черных П. Л. Историко-этимологический словарь современного русского языка. СПб., 1999.

Оформление перечней

В научных текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.

Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например:

Программа 1-го класса Калужского духовного училища полностью соответствовала 1 классу Московской духовной семинарии и включала следующие предметы: 1) Библейскую историю Ветхого Завета, 2) Священную историю Нового Завета, 3) катехизис, 4) литургику, 5) практические занятия по литургике, 6) историю Русской Церкви, 7) церковное пение, 8) церковнославянский язык, 9) русский язык.

Второй вариант: перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Кроме того, ежедневно проходили чтения, состоявшие из трех частей:

1) чтения жития дневного святого;

2) изъяснения заповедей;

3) беседы на религиозно-нравственные темы, о расколах и сектах, о Святой земле — со “световыми картинами” (слайдами).

В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются Друг от друга точкой. Например:

Преподавательский состав Калужской духовной семинарии сформирован в основном из клириков Калужской епархии, имеющих высшее и неполное высшее богословское образование:

1. Епископ Георгий (Грязнов), кандидат богословия. Преподаваемые дисциплины: нравственное богословие, гомилетика, каноническое право.

2. Протоиерей Михаил Бондарь, окончил в 1969 г. Московскую Духовную Академию (заочно), кандидат богословия. Преподаваемые дисциплины: катехизис и литургика.

3. Протоиерей Георгий Гафаров, окончил в 1995 г. Московскую Духовную Академию (дневное отделение, 4-й курс заочно), кандидат богословия. Преподаваемые дисциплины: логика, история Русской Церкви и христианская педагогика.

4. Протоиерей Николай Суходолов, окончил в 1981 г. Московскую Духовную Семинарию и три курса Московской Духовной Академии (дневное отделение, в настоящее время обучается заочно на 4-м курсе). Преподаваемые дисциплины: догматическое богословие.

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.

 

Примеры правильного и неправильного оформления перечисления:

Правильно:

Программа обучения была рассчитана на два года. В нее входили общие предметы и специальные предметы для трех отделений:

а) катехизаторского;

б) регентского;

в) иконописного.

Неправильно:

Программа обучения была рассчитана на два года. В нее входили общие предметы и специальные предметы для трех отделений:

а) катехизаторское;

б) регентское;

в) иконописное.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как, для и т.п.).

Примеры правильного и неправильного оформления перечисления:

Правильно:

Программа обучения была рассчитана на два года. В нее входили общие предметы и специальные предметы для трех отделений:

а) катехизаторского;

б) регентского;

в) иконописного.

Неправильно:

Программа обучения была рассчитана на два года. В нее входили общие предметы и специальные предметы для:

а) катехизаторского отделения;

б) регентского отделения;

в) иконописного отделения.

 

Требования к сокращениям (см. Приложение 3)

Сокращение — это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. Такая сокращенная запись слов используется здесь с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением в его минимальном объеме дать максимум информации.

При сокращенной записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год — г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский — сов.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т).

В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:

1) буквенные аббревиатуры,

2) сложносокращенные слова,

3) условные графические сокращения по начальным буквам слов,

4) условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США, МВД, ФСБ),

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз — высшее учебное заведение).

В научных текстах кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Например:

Калужская духовная семинария (далее КДС);

Журнал Московской Патриархии (далее ЖМП).

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания (Евросоюз — Европейский союз; Госдума — Государственная дума).

Также в тексте письменных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются:

а) на общепринятые условные сокращения,

6) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Общепринятые условные сокращения:

т. е. — то есть

и т. д. —и так далее

см. —смотри

и др. — и другие

и пр. — и прочие

и т. п. — и тому подобное

ср. —сравни

в. —век

вв. —века

г. —год

гг. —годы

т. — том

н. ст. — новый стиль

ст. ст. — старый стиль

н. э. — нашей эры

г. — город

обл. —область

с. —страницы при цифрах

доц. —доцент

проф. —профессор

свящ. — священник

прот. — протоиерей

архиеп. — архиепископ

архим. — архимандрит

диак. — диакон

еп. — епископ

игум. — игумен

митр. — митрополит

Не сокращаются слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения, их принято сокращать только в конце предложения.

Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «около».

Не допускаются принятые сокращения в написании церковных санов, святых в сочинениях и письменных работах небольшого объема.

 

Оформление приложений

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части письменной работы, помещают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, биографий, географических и этнографических описаний, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания.

Приложения оформляются как продолжение письменной работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа письменной работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в письменной работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Например:

В тексте: В своей миссионерской работе о. Иоанн не был одинок, большую помощь ему оказывал священник-креол Иаков Нецветов, назначенный на Атку в 1825 г.
(см. Приложение 3).

В приложении:

Приложение 3.

Православные креолы в истории Аляски

Праведный Иаков Аляскинский в сане священника  прибыл на о. Атка 15 июня 1829 г. Иаков Аляскинский родился на о. Атка в 1802 г. Его отец Георгий Васильевич Нецветов был родом из Тобольска, а мать Мария Алексеевна — алеутка с о. Атка. Его братья Иосиф и Антон по окончании Санкт-Петербургской Морской академии служили в Российско-Американской компании: первый — морским офицером, второй — кораблестроителем, и проявляли неизменную заботу об Аткинской церкви. Иаков Нецветов, с детства имея стремление к духовной жизни, поступил в Иркутскую семинарию, которую окончил в 1826 г. В том же году 31 октября он был рукоположен в диакона, а 4 марта 1828 г. — во священника. В следующем году он вернулся на родину с женой Анной и отцом, который в то время был в отставке и стал чтецом в приходе сына. Хорошо владея местным языком, священник Иаков Нецветов много проповедовал и переводил на аткинское наречие Священное Писание и молитвы. В 1836 г. умерла от рака его жена (похоронена на о. Ситка), а в следующем году скончался его отец (его могила сохранилась на о. Атка). С тех пор он с еще большей самоотдачей посвящает себя миссионерскому служению. «Ревностен и деятелен до истощения сил, жизни строгой и благочестивой, скромен, добр и благотворителен», — писал о нем святитель Иннокентий.

Рекомендации к стилю письменных работ

Важнейшим средством выражения логических связей являются:

  • специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.),
  • противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же),
  • переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть),
  • итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят к восприятию противопоставления, «ибо» — объяснения..

Фразеология научной прозы призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.), с другой стороны, обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами.

Синтаксис научной речи. Поскольку такая речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с…», «в результате», «в отличие от…», «наряду с…», «в связи с…» и т. п.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

 

 

Приложение 1. Образец оформления титульного листа

Microsoft Word - Документ1

 Приложение 2. Образец оформления содержания письменной работы. Вариант 1.

Правила оформления_П2_1

Приложение 2. Образец оформления содержания письменной работы. Вариант 2.

Правила оформления_П2_2

Приложение 3. Принятые сокращения книг Ветхого и Нового Завета

 

Авв. — Книга пророка Аввакума

Авд. — Книга пророка Авдия

Агг. — Книга пророка Аггея

Ам. — Книга пророка Амоса

Быт. — Бытие

Гал. — Послание апостола Павла к Галатам

Вар. — Книга пророка Варуха

Втор. — Второзаконие

Дан. — Книга пророка Даниила

Деян. — Деяния апостолов

Ев. — Послание апостола Павла к Евреям

Еккл. — Книга Екклесиаста

Есф. — Книга Есфирь

Еф. — Послание апостола Павла к Ефесянам

Зах. — Книга пророка Захария

Иак. — Соборное послание апостола Иакова

Иез. — Книга пророка Иезекииля

Иер. — Книга пророка Иеремии

Ин. — Евангелие от Иоанна

Иов. — Книга Иова

Иоил. — Книга пророка Иоиля

Ион. — Книга пророка Ионы

Ис. — Книга пророка Исаии

Исх. — Исход

Иуд. — Соборное послание апостола Иуды

Иудифь. — Книга Иудифь

Кол. — Послание апостола Павла к Колоссянам

Лев. — Левит

Лк. — Евангелие от Луки

Мал. — Книга пророка Малахия

Мих. — Книга пророка Михея

Мк. — Евангелие от Марка

Мф. — Евангелие от Матфея

Нав. — Книга Иисуса Навина

Наум. — Книга пророка Наума

Неем. — Книга Неемии

Ос. — Книга пророка Осии

Откр. — Откровение Иоанна Богослова

Песн. — Песнь Песней

Плач. — Плач Иеремии

Притч. — Притчи Соломона

Прем. — Премудрость Соломона

Пс. — Псалтирь

Рим. — Послание апостола Павла к Римлянам

Руфь. — Книга Руфь

Сир. — Премудрость Иисуса, сына Сирахова

Соф. — Книга пророка Софония

Суд. — Книга Судей

Тит. — Послание апостола Павла к Титу

Тов. — Книга Товита

Флп. — Послание апостола Павла к Филиппийцам

Флм. — Послание апостола Павла к Филимону

Чис. — Числа

Езд. — Книга Ездры

2 Езд. — 2 Книга Ездры

3 Езд. — 3 Книга Ездры

1 Ин. — 1 Соборное послание апостола Иоанна

2 Ин. — 2 Соборное послание апостола Иоанна

3 Ин. — 3 Соборное послание апостола Иоанна

1 Кор. — Послание апостола Павла Коринфянам

2 Кор. — Послание апостола Павла Коринфянам

1 Мак. — 1 Книга Маккавейская

2 Мак. — 2 Книга Маккавейская

3 Мак. — 3 Книга Маккавейская

1 Пар. — 1 Книга Паралипомемнон

2 Пар. — 2 Книга Паралипомемнон

1 Пет. — 1 Соборное послание апостола Петра

2 Пет. — 2 Соборное послание апостола Петра

1 Тим. — 1 Послание апостола Павла Тимофею

2 Тим. — 2 Послание апостола Павла Тимофею

1 Фес. — 1 Послание апостола Павла Фессалоникийцам

2 Фес. — 2 Послание апостола Павла Фессалоникийцам

1 Цар. — 1 Книга Царств

2 Цар. — 2 Книга Царств

3 Цар. — 3 Книга Царств

4 Цар. — 4 Книга Царств

 

Приложение 3. Принятые сокращения в написании святых

ап. апостол

апп. апостолы

бесср. бессребреник

блгв. благоверный

блж. блаженный

вмц. великомученица

вмч. великомученик

исп. исповедник

кн. князь

мц. мученица

мцц. мученицы

мч. мученик

мчч. мученики

прав. праведный

прп. преподобный

прпп. преподобные

прмц. преподобномученица

прмч. преподобномученик

прор. пророк

св. святой

свв. святые

свт. святитель

свтт. святители

сщмч. священномученик

сщмчч. священномученики

Комментирование запрещено