Скачать .pdf Положение о педагогической практике
- Общие положения
- Настоящее Положение о педагогической практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – ООП СПО) в Православной религиозной организации «Духовная образовательная организация профессионального образования – Калужское духовное училище Калужской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее – Училище) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, Положением об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 г., № 673, Рекомендациями по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования Минобразования РФ от 03.03.2003г. за №18-51-216 ин/18-18, Уставом Училища по следующим специальностям СПО, реализуемым в Училище:
071001 Живопись;
073502 Хоровое дирижирование.
Нормативный срок освоения педагогической практики как части ОПОП углубленной подготовки по специальности 071001 Живопись составляет 4 недели.
по специальности 073502 Хоровое дирижирование составляет 1 неделю.
Все этапы педагогической практики, предусмотренные Государственными требованиями, должны быть выполнены.
- Область применения документа
Требования данного документа обязательны для применения во всех подразделениях Училища и всеми должностными лицами и сотрудниками в части их деятельности, связанной с организацией и проведением педагогической практики.
- Данный документ является основополагающим при разработке программ, рекомендаций и инструкций по педагогической практике по специальностям, реализуемым в Училище.
- Этапы педагогической практики студентов
Этапами педагогической практики являются: вводный (организационный) этап, деятельностный этап.
Вводный (организационный) этап направлен на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках освоения профессиональных модулей ООП СПО углубленной подготовки по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
К вводному (организационному) этапу в зависимости от специальности относятся:
− знакомство с профессиональной деятельностью;
− практика наблюдений;
− практика показательных уроков и занятий;
− инструктивно-методический сбор.
Продолжительность и сроки проведения вводного (организационного) этапа определяются программой практики.
Деятельностный этап направлен на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках освоения ПМ ОПОП СПО углубленной подготовки по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
К деятельностному этапу относятся:
— психолого-педагогическая практика;
— практика по внеучебной воспитательной работе;
— практика по внеклассной работе;
— летняя практика;
— практика пробных уроков, занятий и организации учебно-воспитательной работы в разных видах деятельности.
При прохождении деятельностного этапа практики по профилю специальности группа может делиться на подгруппы по 5-6 человек.
Продолжительность и сроки проведения деятельностного этапа определяются рабочим учебным планом.
Базами практики могут быть общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, культуры, детские оздоровительные лагеря, детские и молодежные центры.
4. Программы профессиональной практики
Объемы и конкретное содержание всех этапов практики определяется программой практики по специальности.
Программа педагогической практики является обязательным элементом учебно-методического комплекса подготовки по специальности СПО углубленной подготовки, определяющим цели, задачи, содержание, методы и особенности организации практической подготовки студентов.
Программа производственной практики, включающей в себя и педагогическую практику, состоит из следующих листов и разделов:· титульный лист;· лист согласования;· пояснительная записка;· содержание этапов и видов практики;· список литературы для студентов.
Рабочая программа отдельного вида практики, в том числе педагогической, содержит:
- титульный лист;
- паспорт программы;
- тематический план и содержание практики;
- условия реализации программы практики;
- контроль и оценка результатов.
Программа педагогической практики разрабатывается на основе ФГОС СПО в соответствии с рабочими учебными планами по специальностям, программами общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей преподавателем-методистом либо руководителем практики, отвечающим за проведение практики.
Обновление содержания рабочей программы педагогической практики по специальностям, реализуемым в Училище, при необходимости проводится ежегодно с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО.
- Организация педагогической практики
Профессиональная (педагогическая) практика на всех ее этапах направлена на:
— выполнение государственных требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью;
— непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами основными видами профессиональной деятельности в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практики.
Базами педагогической практики являются образовательные учреждения разных типов и видов, социальные службы, социально-психологические центры и др., которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики по специальностям, реализуемым в Училище.
Общий объем времени на проведение педагогической практики по каждому виду определяется ФГОС СПО по специальности и учебным планом.
Основная документация по педагогической практике:
− рабочая программа педагогической практики студентов по специальности;
− годовой план проведения педагогической практики;
− журнал учета педагогической практики (отдельный на каждую учебную группу на весь период обучения).
К педагогической практике допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей, представившие документы, подтверждающие освоение общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала.
К педагогической практике допускаются студенты, прошедшие обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, если они предусмотрены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2012 № 302н.
К педагогической практике не допускаются студенты, имеющие академические задолженности по теоретическому и производственному обучению и не представившие документы, подтверждающие освоение общих и профессиональных компетенций в рамках освоения профессиональных модулей.
Вопрос о повторном допуске студентов к педагогической практике решается комиссией под руководством заведующего педагогической практикой и заведующего отделением.
Педагогическая практика студента может быть организована и проведена по индивидуальному образовательному маршруту по договоренности с администрацией бюджетного образовательного учреждения и без ущерба для теоретического обучения студента.
По итогам педагогической практики проводится промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
- Руководство практикой
6.1. Ректор Училища:
- обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль педагогической практики;
- утверждает годовой (семестровый) план практики;
- рассматривает аналитические материалы по организации практики.
6.2. Проректор Училища по учебной работе (заведующий практикой):
- организует и руководит работой по созданию рабочих программ профессиональной практики студентов по специальностям, реализуемым в учреждениях СПО;
- составляет годовой (семестровый) план проведения и расписание практики, графики консультаций и доводит их до сведения преподавателей и студентов;
- подбирает совместно с органами управления образованием базы для проведения практики: общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения разных видов, образовательные учреждения дополнительного образования детей, детские и молодежные центры;
— организует до начала практики обучение всех студентов правилам техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей;
— распределяет студентов совместно с руководителем практики по базам практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта;
— осуществляет методическое руководство и контроль деятельности всех лиц, участвующих в организации и проведении практики;
- контролирует ведение документации по практике;
- проводит совместно с преподавателями конференции и выставки по итогам практики;
- выставляет студентам совместно с преподавателями итоговые оценки за практику;
- готовит аналитические документы по итогам практики;
6.3. Руководители группы студентов-практикантов:
- осуществляют инструктаж учителей, воспитателей и других специалистов, привлекаемых для работы с практикантами;
- распределяют практикантов на рабочие места, осуществляют методическое руководство и контроль их педагогической деятельности;
- наблюдают за работой практикантов с детьми, анализируют и оценивают ее совместно с учителями, музыкальными руководителями, воспитателями и др. специалистами;
- составляют отзыв-характеристику и выставляют итоговые оценки (зачет) практикантам.
- принимают участие в конференциях по итогам практики;
- контролируют ведение документации студентов.
6.4. Преподаватели педагогики, психологии и частных методик:
- распределяют по согласованию с учителями, воспитателями, педагогами-психологами и др. специалистами между практикантами темы пробных уроков и занятий;
- консультируют практикантов, утверждают конспекты пробных уроков и занятий, планы проведения других видов деятельности, проводят анализ и оценивают деятельность студентов;
- наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее;
— принимают участие в подведении итогов и проведении конференции по практике.
6.5. Руководители организаций — баз практики при проведении педагогической и преддипломной практики в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением:
- обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики и осуществляют общее руководство ею;
- контролируют работу учителей, воспитателей и др. специалистов с практикантами;
— посещают выборочно уроки и занятия практикантов и принимают участие в их анализе;
— подводят итоги практики в организации.
6.6. Работники баз практики:
— знакомят практикантов с планированием учебной и воспитательно-образовательной работы;
— проводят отдельные показательные уроки и занятия;
- определяют темы уроков, занятий, содержание других видов деятельности, внеклассных занятий практикантов, консультируют их, проверяют конспекты предстоящих уроков и занятий и дают согласие на их проведение;
- присутствуют на уроках и занятиях, анализируют их и выставляют оценки;
- знакомят практикантов с документацией (журналом, планами воспитательно-образовательной работы, дневником и др.);
- привлекают студентов-практикантов к индивидуальной работе с детьми, родителями, к организации внеклассной работы по предмету;
- представляют отзыв-характеристику на работу практикантов и участвуют в конференции по итогам практики.
6.7. Учителя, выполняющие обязанности классных руководителей:
— знакомят практикантов с составом класса, личными делами учащихся, планом воспитательной работы;
- помогают практикантам наметить воспитательные задачи, консультируют их при составлении плана отдельных воспитательных мероприятий;
- привлекают практикантов к проведению внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися класса и к работе с родителями;
— присутствуют на проводимых практикантами внеклассных занятиях и анализируют их;
— принимают участие в конференции по итогам практики.
6.8. Воспитатели групп (школ) продлённого дня и другие педагогические работники.
- знакомят практикантов с составом группы, планированием учебно-воспитательной работы;
- знакомят с методикой работы в группе продлённого дня и привлекают к проведению различных режимных процессов;
— оказывают помощь при изучении индивидуальных особенностей учащихся;
— определяют темы воспитательных занятий с детьми, консультируют практикантов, проверяют конспекты занятий и дают согласие на их проведение;
— присутствуют на пробных занятиях, участвуют в их обсуждении и выставлении оценок;
— участвуют в конференции по итогам профессиональной практики.
- Права и обязанности студентов Училища:
7.1. В период прохождения педагогической практики обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации общеобразовательного учреждения, дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей, руководителей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики;
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
- составлять по требованию конспекты или развернутые планы уроков, занятий и других видов деятельности, согласовывать их с воспитателями, учителями (другими руководителями практики) и утверждать у методиста Училища;
- присутствовать на всех видах педагогической практики, согласно расписанию;
— активно участвовать в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем форме,
7.2. Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогической практики.
Подготовила зав.педпрактикой Калужского духовного училища
К.филол.н. Волкова А.Г.