2 июля православная Церковь совершает память святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. История Церкви знает его как подвижника подобного святым первых веков христианства. С сердечной теплотой и участием молился он обо всех, кто нуждался в его помощи. Многие люди, и не только православного вероисповедания, неустанно благодарят святителя за молитвенную помощь. И ныне этот удивительный святой не оставляет без помощи и своего молитвенного предстательства пред Всевышним всех верующих в Бога.
Далеко за океаном, в Сан-Франциско есть высокий белый собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Несмотря на то, что он находится в Америке, по своей архитектуре напоминает русский храм. Eго построили наши эмигранты. После революции миллионы самых образованных, знатных людей вынуждены были бежать из родной страны, чтобы спасти себя и свои семьи от новой жестокой власти. С годами их разносило всё дальше по разным уголкам земного шара. Появились русские люди и в Южной Америке, и в Австралии, и в Китае. Много их было и в США. И где бы они ни жили, всюду наши бывшие соотечественники возводили православные храмы. Где поскромнее, где побогаче. Храм в Сан-Франциско, пожалуй, один из самых великолепных русских храмов за рубежом. Здесь покоятся мощи удивительного русского святого — святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
Сегодня, на своей Родине он известен гораздо меньше, чем в Китае, в Канаде, в США, на Филиппинах, в Западной Eвропе и других странах. Он объехал и благословил почти все континенты земного шара. Святителя Иоанна по праву считают современным апостолом, вселенским святым, русским чудотворцем.
Родился будущий святитель в 1896 году на юге Российской империи в окрестностях нынешнего Славянска. Отец его был предводителем дворянства в уездном городе Изюм. В его роду уже был святой, которого тоже звали Иоанн (Максимович) и который также прославлен в чине святителей. Митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (1651-1715) после назначения на митрополичью кафедру в Сибири занимался миссионерской деятельностью среди местного населения, а также, как это ни удивительно, участвовал в учреждении Российской духовной миссии в Китае, которую через два с лишним века блестяще продолжил в Шанхае блаженный архиепископ Иоанн (Максимович).
В святом крещении святитель был наречён Михаилом. Рос необыкновенно послушным ребёнком. Всегда считался с мнением родителей. Очень любил иконы, которые покупал в большом количестве. Когда в доме уже не осталось места, куда их ставить, отец попросил Мишу больше не приносить икон. Сын не прекословил, но попросил разрешения купить ещё одну. Получив разрешение, принёс в дом икону Всех святых, в земле Российской просиявших. Со временем, уже в другой стране, святитель Иоанн в честь всех русских святых построит храм.
С юности Миша был горячим русским патриотом, внушая и другим почтение к России и к её истории. Среднее образование Михаил получил в Петровском Полтавском кадетском корпусе, где учился с 1907 по 1914 год. Затем он пожелал поступить в Киевскую духовную академию, но родители настояли, чтобы он учился на юриста. И Михаил по послушанию окончил в 1918 году Харьковский Императорский университет и поступил на службу в окружной суд города Харькова. Но служить ему пришлось недолго. Все планы изменила великая русская смута — революция, а затем и Гражданская война.
Живым примером духовной жизни для Михаила стал Харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий). После эмиграции из России в Югославию митрополит Антоний был назначен предстоятелем Русской Зарубежной Церкви. В эту же страну в 1921 году эмигрировала и семья Максимовичей. Так за границей Михаил снова оказался рядом с владыкой Антонием. В то время Сербия входила в состав Югославии. В Белграде Михаил исполнил своё заветное желание — получил университетское богословское образование.
Спустя годы стал епископом в китайском городе Шанхае, потом вместе с русскими беженцами жил на маленьком филиппинском острове. После Второй мировой войны местом его служения стал Париж. А в последние годы был епископом Сан-Францисским.
Святитель вёл очень строгую аскетическую жизнь и, только самым близким людям было известно его требовательности к самому себе. Отец Иоанн каждый день служил и причащался Святых Христовых Таинств. И вот что пишет сам владыка о причащении: «Мы причащаемся Тела и Крови Христовых, чтобы самим быть членами Тела Христова — Церкви. Всё греховное удаляет нас из Церкви и от Церкви — вот почему над каждым кающимся читается в молитве при исповеди: «Примири, соедини Святей Твоей Церкви». Христианин через покаяние очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении Святых Таин, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет его от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение. Пока не закончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нём борьба между грехом и правдой. Посему необходимо для каждого причащение Святых Тела и Крови Христовых, которые есть принятие в себя воскресшего Христа — Победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью».
Со дня монашеского пострига он никогда не ложился в постель, спал сидя, молился все ночи напролёт. Иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Был аскетом и постником, пищу принимал один раз в день, поздно вечером, иногда вообще забывал о еде.
Он имел великое дерзновение в молитве и молился так, будто воочию разговаривал с Господом, Пресвятой Богородицей и всеми святыми. Eму был открыт духовный мир, и его духовные очи видели Тех, к Кому он обращался с горячей молитвой. Eго кротость и смирение напоминали духовную высоту великих отцов древних патериков. Многим, кто знал отца Иоанна, было известно, что его просить не надо было, — Сам Господь указывал ему, куда и к кому идти. Об этом широко повествует его житие.
Отец Иоанн не обладал внешней красотой: он сутулился, прихрамывал, его тёмные с проседью волосы часто были растрёпаны, к тому же он носил самую простую одежду и обувь, ходил либо в лёгких сандалиях, либо босиком. Имел также дефект речи, что затрудняло его общение с окружающими. Но благодать, почивающая на избраннике Божием, делала все эти недостатки ничего не значащими, — люди чувствовали святость отца Иоанна, и сердца их тянулись к нему. Он был неутомимым жертвователем для сотен и тысяч людей. Постоянно помогал бедным, раздавал им хлеб и деньги. Eго доброе, великодушное сердце не могло оставаться равнодушным к детям, оставшимся без попечения родителей и взрослых. В 1935 году в Шанхае владыка основал приют в честь святителя Тихона Задонского, где жили и воспитывались беспризорные дети. Приют жил по девизу: «победи себя — и будешь непобедим». Владыка сам подбирал больных и голодающих детей на улицах и в тёмных переулках шанхайских трущоб.
20 лет служения в Шанхае в сане епископа оставили неизгладимую добрую память: многочисленные исцеления от болезней, помощь бесноватым и забота о нуждающихся людях в трудных жизненных обстоятельствах. Безотказным другом и молитвенником оставался владыка Иоанн для своих духовных чад.
На склоне лет владыку ожидало новое миссионерское служение во Славу Божию — он был переведён в кафедральный собор г. Сан-Францисска, где провёл оставшиеся годы своего служения у Престола Божиего. Отец Иоанн вёл непрестанную работу со своей паствой, без устали заботился о чадах Церкви Божией. Легли на плечи владыки и хлопоты по строительству собора Пресвятой Богородицы в честь Eё иконы «Всех Скорбящих Радосте».
Удивительной была и кончина великого пастыря. Как истинный монах, воин Христов, он до последнего вздоха оставался на ногах. Почил архиепископ Иоанн 2 июля 1966 года. С утра отслужил литургию в Свято-Николаевском соборе (храме-памятнике царю-страстотерпцу Николаю 2) в Сиэтле, после чего три часа молился в алтаре. Затем поднялся в свою келью, где и скончался в своём кресле со Святыми Дарами на груди, так собирался идти причащать одного больного. Умер архиепископ Иоанн без предварительных признаков какой-либо болезни и ли скорби. «Хотя я умер, но я жив». Так сказал отец Иоанн одной из своих духовных чад, уже пребывая в блаженной вечности.
Икона «Святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского»